Решила тоже вести список прочитанных книг: любопытно посмотреть, сколько выйдет в конце года. (Хотя скорее всего, мне надоест записывать. Но попробовать-то стоит.)
Комментарии абсолютно не претендуют на объективность и художественную ценность.
Итак, с 1 января прочитано:
Алексей Свиридов, Кори Доктороу, Карина Пьянкова, Стругацкие, Анастасия Парфенова, Евгений Лукин
1. Алексей Свиридов, Елена Власова. Межмировая таможня.
При всей моей симпатии к Свиридову как человеку, книжка - милая, но ничем не примечательная ЮФ. Хотя в то время, когда она была написана (начало 2000х), жанр ЮФ еще не подвергся такому нашествию неофитов, и "Таможня" читалась (наверное) свежо и смешно.
2. Кори Доктороу. Младший брат.
Книжка о том, как страшно жить. Корм для параноиков. Реально мой ночной кошмар: маленький человек против государства. (Последнюю треть книжки буквально заставляла себя читать. Я очень впечатлительная, да.)
3. А. и Б.Стругацкие. Сказка о тройке.
На самом деле - о том же, о чем и предыдущий пункт, только менее страшно. Ну и хэппи-энд... но какой-то неубедительный. (Впрочем, в "Младшем брате" энд тоже очень условно хэппи.)
Вообще, не люблю сатиру: она притворяется смешной, но пока читаешь, плакать хочется. В данном случае - от того, что чудесный мир "Понедельника" разбивается о суровую реальность: понедельник не начинается ни в субботу, ни в любой другой день недели, потому что творческий процесс вязнет в тягучем бюрократическом безвременье.
4. Карина Пьянкова. Права и обязанности.
Автору - респект за смелость. Объединить в одном флаконе ЮФ и ЧКА - для этого нужно обладать незамутненным взглядом на мир и жаждой взять от жизни все.
Но у Громыко выходит смешнее, а в пронзительности страданий Великого Темного Учителя, который несет на хрупких плечах ответственность за тех и за этих, все равно Ниенну никто не переплюнет.
5. Анастасия Парфенова. Ярко-алое.
Если коротко: понравилось. Читать стоит.
Вот что у Парфеновой всегда получается, так это создавать новые миры, точнее, их социально-структурное наполнение.
Общество, живущее в паутине, общество, физическая реальность которого куда более виртуальна и призрачна, чем реальность сетевая, получилось очень живым и достоверным.
Для меня в такой реальности есть что-то очень естественное, что-то, о чем я знала еще до того, как попала в интернет. Нас окружает информация... нет, не так, все СОСТОИТ из информации. И взаимодействие на информационном пласте столь же реально, хотя и не настолько очевидно, как на пласте физическом... Впрочем, эти рассуждения мало относятся к роману. Скорее это "музыкой навеяло".
Из субъективных минусов: провисает (на мой взгляд) мотивация главного героя. Учитывая особенности социального уклада, он фактически кладет свою жизнь (ну или по крайней мере - судьбу и свободу) на алтарь служения. Но чему? кому? ради каких идеалов? - об этом до самого конца не говорится ни слова. Мне предлагают просто поверить на слово, что эти неведомые идеалы того стоят.
Еще почему-то преследовали смутные ассоциации с последними вещами Ауренги. Вот я даже не знаю почему. Вроде и написано по-другому, и в сюжетах ничего общего, и миры абсолютно разные, не говоря уже про персонажей... Но какое-то есть общее мета-ощущение, что заставило моего внутреннего библиотекаря поставить их на одну полку.
6. Евгений Лукин. Раздолбаи космоса или гений кувалды.
Неоднозначное произведение. Всю книгу меня метало от "ух ты, класс" до "эээ... сколько там еще до конца?". Первую, наверное, треть читала через силу. Языком Лукин, конечно, владеет мастерски, с этим не поспоришь, но этого недостаточно для интереса. В первой трети книги для меня не нашлось вопроса, на который бы я хотела узнать ответ. (Герои попали в очень странное место, в котором творятся очень странные вещи? Ну ок. И чо?) Потом появились другие герои, и дело пошло живее. Повесть - аллегорическая сатира на русско-советский менталитет, причем Лукин мастерски выписал как общенациональные черты, так и типичных персонажей советской действительности.
В целом осталось ощущение, что из этого мог бы получиться хороший рассказ, а получилось много зарисовок, более или менее связанных общей темой.
Оксана Панкеева, Л.М.Буджолд, Керстин Гир, Наталья Колесова, Ольга Силаева, Олег Дивов, Джоан Харрис, Иван Ефремов, Джеймс Фрэй, Дуглас Адамс, Дяченко, Джаспер Ффорде
Как и следовало ожидать, на то, чтобы дисциплинированно вести список прочитанного, да еще и писать рецензию на каждую книжку, меня не хватило. Попробую сейчас записать то, что осталось в памяти с последнего апдейта поста.
7. О. Панкеева. Хроники Странного Королевства (оно же "Судьба короля"). Да, я перечитала все четырнадцать томов и получила не меньше удовольствия, чем в первый раз. А в чем-то даже больше. Для меня весь этот цикл - больше, чем просто книги.
Несмотря на то, что Хроники демонстративно нарушают все правила Хорошей Литературы, они как зацепили меня 7 лет назад, так и не отпускают до сих пор. Даже если я больше ни разу цикл не перечитаю, все равно буду благодарна за то, что когда-то - случайно и очень вовремя - мне попалась "Пересекая границы". (О "благодарна" и о "вовремя" можно писать отдельный пост, но он будет про жизнь, а не про литературу.)
Для меня сам факт существования этих книг - знак от Мироздания: не бойся быть собой. Даже если в глазах приличного общества ты похож не то на придурка, не то на извращенца. Под "приличным обществом" я подразумеваю не только книжных снобов (хотя их в первую очередь) - среди моих френдов множество людей дружелюбных, толерантных и чудесных во всех отношениях, которые, тем не менее, захлопнут книгу на середине первой главы с воплем: "Как ЭТО можно читать?!" С другой стороны, среди моих френдов немало и тех, кто влюблен в прекрасных и сумасшедших героев Странного Королевства - со всеми их извращениями и тараканами.
Я нахожу в этом цикле подтверждение двум своим любимым идеям:
1) "Будь собой - и твои люди найдут тебя."
2) "Все фигня, кроме пчел проще, чем кажется."
Я тоже хочу писать про эти идеи. Но у Панкеевой, как ни крути, получается лучше.
8. Bujold. Warrior's apprentice.
Переслушала в аудио. Поностальгировала. Юный Майлз такой милый. "If I can do it, you can do it."
9. Bujold. Sharing knife-1: Beguilement.
Поскольку вся прочая Буджолд кончилась, я решила взяться за "Разделяющий нож". Слушала в аудио - специально купила на audible.co.uk... и не смогла дослушать. Честно пыталась, но сломалась где-то на последних 10%. Мне не близки эти персонажи, меня не цепляет сеттинг, и драматический конфликт (если он вообще в книге есть) прошел как-то мимо меня. (Хотя я тут прочитала в вики, что это не дилогия, а одна книга, разделенная на две части. Так что, может быть, первый том - это затянувшаяся завязка и дальше будет самое интересное. Но уже без меня.)
10. Керстин Гир. Таймлесс (вся трилогия).
11. Н.Колесова. Нестрашные сны.
Продолжение истории про девочку Агату и ее учителя.
12. Ольга Силаева. Драконье лето.
13. Олег Дивов. Консультант по дурацким вопросам.
14. Джоан Харрис. Чай с птицами.
15. Иван Ефремов. Таис Афинская.
Начинала читать со странным чувством и странной мотивацией. Я даже не берусь описать ее словами. Что-то вроде "потому что надо", но это было какое-то экзистенциальное "надо". Как будто книжка уже прочитана, и осталась формальность - прогнать текст перед глазами. Давно я от нее бегаю. Лет несколько уже.
Но! Неожиданно понравилось. Очень теплый текст, весь из солнца и моря. И мне теперь со страшной силой хочется в Грецию. Наверное, единственная страна, в которую мне по-настоящему хочется, а не для галочки.
Хотя книжку-то я читала не ради Греции, а ради Таис - это какой-то архетипический образ, такое впечатление, что я с ним знакома давно-давно. И жалко, что познакомилась только сейчас, а не тогда, когда должна была - в семнадцать лет. (Но в мои 17 у книги не было ни шанса, да.)
16. Дуглас Адамс. Детективное агентство Дирка Джентли.
Как-то не зашло. Фирменный адамсовский юмор, конечно, узнается, но в целом роман сильно напомнил стих:
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет-
Нам не нужен пенопласт.
17. Дяченко. Мир наизнанку (сборник рассказов).
Взялась за него в попытке подружиться с малой формой. Не складываются у меня отношения с рассказом - вечно не хватает времени вжиться в текст. И из-за этого отношение к рассказу - как к мимолетной встрече в поезде: занятно, любопытно, иногда восхитительно, но дружбы из этого не вырастет. (Но исключения же бывают, правда?)
Запомнился только один рассказ - "Лихорадка". Зато запомнился до ледяного пота. Ночью снилось, что я превратилась в зомби, проснулась чуть не с криком.
18. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный детектив.
19. Джаспер Ффорде. Сериал про литературного детектива Четверг Нонетот.
Пока прочитала две книги: "Дело Джен, или Эйра немилосердия" и "Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет".
Вещь! Ффорде пока держит пальму первенства среди Книжных Находок-2013. Выкопала я его случайно: в списке писателей, получивших больше всех отказов от издательств (там было много фамилий, но заинтересовал только Ффорде). И ни разу не пожалела.
Поджанр сложно определить: там есть и путешествия во времени, и путешествия внутрь литературных сюжетов, и альтернативная история. Ну и про любовь немножко. А еще - энциклопедия по истории английской литературы (комментарии толще, чем в "Улиссе"), сатира и юмор. Чудесный сериал, просто чудесный.
(Третью часть буду читать на английском. Хотя учитывая говорящие имена, аллюзии, сарказм и прочие лингвистические игрища, это будет тот еще challenge...)
Макс Фрай
Макс Фрай.
Фраем я зачитывалась в 18-19 лет. Тогда он казался мне почти культовым писателем - ну, строго говоря, он и был культовым в той тусовке, в которой я общалась. Видимо, за то, что посмел остаться не таким, как все; выбрал быть собой - и получил за это награду в виде суперинтересной жизни.
Но за пару лет лирический герой успел задолбать меня своей одинаковостью - он не только не взрослел (что поначалу казалось круто), но и не развивался вообще. Застыл в своем бесконечном приключении, как муха в янтаре. В общем, я его бросила.
А нынешней весной наткнулась на рассказ "Какого цвета ваши танцы", и это было здорово, очень свежо и про то, что надо. Я решила дать Фраю еще один шанс.
20. Сказки старого Вильнюса, том II.
Сборник рассказов. Тот самый, в который входят "Танцы". Мне нравится тема, которая сквозняком идет через все творчество Фрая: чудо за каждым углом, нужно только правильно посмотреть. Но сборник рассказов - это уже для меня чересчур. К середине книжки я утомилась - как будто меня пытаются убедить в чем-то, с чем я и так давно согласна. (Впрочем, я уже писала про свои сложные отношения с малой прозой. Если бы это был роман такого же объема и на такую же тему - прочитался бы за милую душу.)
Понравилось, что в этом сборнике все персонажи разные: старые и молодые, бессмертные и смертельно больные, добрые и равнодушные - объединяет их всех только готовность увидеть то самое чудо, которое за углом. А самый главный и самый чудесный персонаж - Вильнюс. По-моему, настоящее волшебство начинается тогда, когда человек рассказывает о том, что по-настоящему любит. Так вот, главное чудо этого сборника - любовь к Городу.
В следующих двух книжках меня снова встретил старый добрый сэр Макс. Правда, у него было разное имя и разное лицо, но в остальном он ничуточки не изменился за те полтора десятка лет, что мы не встречались: все тот же обаятельный раздолбай, вечный странник в поисках чуда. Что понравилось: написано увлекательно, живо и сочно. Откладывая книжку в сторону, я сразу же начинала с удовольствием предвкушать следующую встречу.
21. Ключ из желтого металла.
В "Ключе" герой принял облик современного Буратино в декорациях Восточной Европы начала 21 века. Вся книжка похожа на сон, который снится главному герою: нелогичный, несвязный, с сюжетными поворотами, которые берутся ниоткуда и исчезают вникуда. Ну и как это иногда бывает во сне, герой там не действует: он просто плывет, сквозь историю, которая случается с ним независимо от его воли. Впрочем, метафора сна там проходит через всю книжку, так что, по-видимому, это не бага, а фича.
22. Жалобная книга.
"Жалобная книга" порадовала и расстроила. При формальном хэппи-энде остается жуткое послевкусие из безнадеги пополам с отчаянием. Дельная, в общем-то, основная мысль: "пока вы живете чужими жизнями, ваша собственная проходит мимо" - никак не развивается и не доказывается. Герои на протяжении книги почти не изменились, ничего не поняли и за следующим сюжетным поворотам наступят на те же грабли.
Если в первой Ехо-вской серии Макс казался мне по-хорошему мудрым - парнем, который сумел повзрослеть, сохранив при этом ребенка в душе, - то в "Жалобной книге" отчетливо видно, что нифига он не позврослел, он так и остался вечным ребенком, которым движут две вещи: неуемное любопытство и панический ужас перед смертью. Так и хочется встряхнуть его за плечи, поймать глазами взгляд и сказать: "Чувак, выдыхай! Все будет хорошо. Я проверяла." Но никто ему этого не говорит, а сам он этого сказать себе не может. Потому что не дорос.
Дальше. Автор зачем-то поднимает вопрос об ответственности - дескать, имеем ли мы право использовать наш дар, если он, с вероятностью, крадет что-то важное у других людей. Вопрос хороший. Зачем автор его задал - совершенно непонятно. Все, кроме главгера отвечают на этот вопрос оттопыренным средним пальцем.
Главгер вопросом вроде бы мучается, но выглядит это так:
- Вовочка, сколько раз я тебе говорил: не играй с пультом управления ракетным оружием!
- А что такое?
- Ты только что уничтожил Америку!
- Упс... Прости, папочка, я больше не буду.
Но больше всего, конечно, расстроила история девочки Вареньки. Меня всегда расстраивают истории, в которых персонаж влипает в жить-без-тебя-не-могу, а все вокруг, включая самого персонажа и автора истории, делают вид, что так и надо. Я уже переходила эту черту, и знаю, что "жить без тебя не могу" - это бага системного уровня, это всегда в первую очередь "жить не могу", а любовь и объект любви - дело десятое.
Резюме. Мне кажется, что Фрай гениален. Без балды. Он берет информацию с таких слоев, куда даже психологи заглядывают не все и не всегда, а писатели почти никогда. Но то, как Светлана Мартынчик с этой информацией обращается (интерпретирует и излагает), порой разваливает мне мозги. Буду еще читать. Но, пожалуй, сделаю перерыв.
Следующий блок будет про нонфикшн.
23. Gretchen Rubin. The Happiness Project.Я ее слушала в виде аудиокниги, купила на audble.co.uk. Шикарная озвучка. Во-первых, все очень четко и понятно. (Я уже успела убедиться, что это не всегда так: некоторые книги с того же Audible, такое впечатление, озвучивались дикторами без отрыва от завтрака.) Во-вторых, я сразу отметила, как естественно течет речь диктора: как будто она не книжку начитывает, а про себя рассказывает. Так и оказалось! Книгу читает сама Гретхен.
В чем идея. Гретхен Рубин решила провести эксперимент по увеличению счастья в одной отдельно взятой жизни. Наметила 11 областей жизни, которые для нее важны, выделила для каждой области свой месяц + декабрь для закрепления. По каждой области определила 3 новых привычки и/или деятельности, которые, по ее гипотезе, должны увеличить удовлетворенность этой областью. Плюс написала 12 commandments (как это по-русски? заповедей, наверное) - общих принципов жизни. И понеслось.
Первые 6 месяцев я слушала с интересом. Я вообще люблю наблюдать, как разные люди воплощают разные техники и методики и что из этого получается. Даже если конкретная методика мне не подходит, все равно это вдохновляет на собственные поиски и дает пищу для размышлений. (За это же обожаю читать Алику rikki-t-tavi.)
Кроме того, мне ужасно понравилась ее первая заповедь - Be Gretchen - и те места в книге, где она описывает ее реализацию.
Однако к июлю (книжному июлю) на меня накатила усталость. Гретхен слишком много внимания уделяет тому, как бы ей измениться, чтобы другим стало хорошо. Нет, я в целом понимаю такой подход: я сама интроверт и эгоист, и чтобы другим вокруг меня было хорошо, иногда нужно сознательно менять привычки. Но это реально утомляет и раздражает, даже когда просто слушаешь об этом.
Понравилось ли? Ну, скорее да, чем нет. Но не слишком вдохновило на создание собственного Happiness Project.
24. Richard N. Stephenson. Unleash your strengths.Эту книжку я купила случайно. Зашла на Амазон по ссылке с сайта Гэллапа, в надежде купить StrengthsFinder 2.0 - книжку-компаньон к одноименному тесту. Но с книжкой оказались проблемы, а Амазон, заботливый такой, предлагает - не хотите ли купить вот эту? Ну что делать, купила от расстройства. И сто раз пожалела. Я понадеялась, что она о том, о чем обещает название, но это оказался сборник самых любимых советов по личностному росту и эффективности. Проблема в том, что "любимых" - только на вкус автора, а он с моим не совпадает. Дочитала только из природной упертости.
25. Маркус Бакингем. Заставь свои сильные стороны работать.Уже читала, но понадобилось освежить в памяти, так что решила "зачесть" в список прочитанного.
На мой взгляд, в книге две самых важных мысли:
1) С возрастом мы не меняемся, мы все больше становимся теми, кем уже являемся.
Поэтому важно во всех областях жизни находить вот этот компонент - "кем уже являемся" - и опираться на него.
2) Чтобы найти этот компонент, нужно всего лишь пристально наблюдать за той своей областью, которую вы исследуете в данный момент, и отмечать моменты, когда вы "в потоке", в гармонии с миром. Когда то, что вы делаете, нравится вам и получается как бы "само собой", естественным образом.
Эти два принципа можно применить к чему угодно, хоть к поиску призвания, хоть к поиску родственной души, хоть к поиску гармоничной для себя еды. Бакингем применяет их к профессиональной деятельности.
Книга, как видно из названия, позиционируется как руководство для поиска сильных сторон или талантов. Однако мне кажется, что до талантов автор так и не дошел. В книге объясняется, как в вашей текущей работе найти "свои" дела, и как перестроить свою рабочую деятельность, чтобы "своих" дел - тех, которые дают ресурс, - было много, а тех, которые отнимают, - мало или совсем не было.
Чтобы дойти действительно до "талантов" или "сильных сторон", нужно сделать еще один шаг (которого нет в книге): проанализировать свои ресурсные дела за более долгий период и найти в них общий знаменатель.
Как бы то ни было, книжка хорошая. Все очень толково и по делу.
26. Яна Франк. Муза, где твои крылья?Я люблю Яну Франк за легкое отношение к жизни и за житейскую мудрость, но главное - за смелость жить по призванию и не оглядываться на других (все эти выматывающие "Могу ли я? хочу ли я? И что скажет княгиня Марья Алексевна?") Понятно, что у Яны в этом смысле хороший бэкграунд, она выросла в семье художников, и там не стояло вопроса, может ли она прокормить себя творческой профессией - это была профессия такая же, как другие, не хуже и не лучше. Но теперь Яна это свое мировоззрение "быть художником - обычное дело" - транслирует в мир. Мир благодарен )
Так вот, про книгу. Это не руководство, скорее сборник житейских историй и размышлений о том, как разрешить неразрешимые вопросы на каждой ступеньке развития творческой профессии: "Смогу ли я этим зарабатывать", "Есть ли у меня талант?", "Как правильно воспринимать критику?", "Что делать, если родственники не поддерживают?", "Как найти свое направление в творчестве?" и многое другое.
"Муза" - не руководство. Там нет четких работающих схем. И нужно понимать, что Яна высказывает свою позицию и свой взгляд на мир - вполне естественно, что не все советы подойдут. Я ее читаю скорее для вдохновения и - отчасти - как модель для подражания (не во всем, а в отношении к критике, например).
И несколько книжек, которые я прочитала в экспресс-режиме (надеялась, что меня зацепит и я вчитаюсь глубоко, но не зацепило).
27. Мартин Селигман. Новая позитивная психология.Ну, о чем может писать Селигман? О счастье, конечно. Из чего оно состоит и от чего зависит. Очень серьезный и фундаментальный подход. Но очень уж унылый
28. Э.Сент-Джеймс. Живите легко и просто: 100 способов изменить жизнь к лучшему.Название в точности отражает суть: книжка содержит 100 практических советов, как сделать свою жизнь проще. Никакого системного подхода - просто советы россыпью из самых различных областей жизни, объединенные общей идеей: "В нашей жизни много лишнего. Выкиньте его - и вам станет легче жить и дышать."
БОльшая часть советов - это опыт одной отдельно взятой семейной пары, живущей в США, так что применительно к нашей реальности они более чем спорные. Но можно почитать для вдохновения.
А можно не читать, а просто оглядеться вокруг и спросить себя: "Так, что лишнего я могу выкинуть прямо сейчас?"